Краткий перечень используемых терминов

01

пАнтон

ошибочное (!) написание слова понтон при обозначении плавучей конструкции. Собственно пАнтон - это стандартизованная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc. в 1963 году. Поэтому в русском языке цветовой веер и получил название пантон. Так же в Испании есть район Пантон. И оба слова не имеют никакой связи с плавучими конструкциями - пОнтонами.
02

понтон

(фр. ponton от лат. ponto < лат. pons «мост») — несамоходное плавучее изделие, служащее для поддержания на воде различных грузов, оборудования, строений и людей или являющееся опорой понтонных мостов. Понтоном часто называют как целиком плавучее сооружение, так и его части, которые собственно обеспечивают плавучесть.

МОДУЛЬНЫЙ ПОНТОН

конструкция, собранная из полимерных (HDPE или LLDPE) модулей (сегментов) за счет различного крепежа. Так же иногда называют собственно отдельные модули. Обычно используются только в теплое время года или в теплых странах, где водоемы не замерзают

ТРУБНЫЙ ПОНТОН

плавучая несамостоятельная часть - поплавок - служащая для поддержания плавучей конструкции на воде. Изготавливается из двустенной полимерной трубы (HDPE) диаметром от 315 до 2200 мм. произвольной длины со специальным креплением.

НАДУВНОЙ ПОНТОН

другое название мягкие понтоны. Представляют собой оболочку из синтетической ткани с установленными на ней стропами, рымами для крепления груза. Служат как для временного поддержания некоторого груза, так и для подъема затонувших судов.
03

грузоподъемность судна

масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства. У морских судов — при погружении по грузовую марку (см. дедвейт), для судов внутреннего плавания — при нормальной или максимальной осадке. Для стационарных плавучих сооружений масса груза, при которой поплавки конструкции погружаются на рабочую глубину. Как правило, до 70%. Следует различать грузоподъемность на одно понтонное изделие: модуль или трубный поплавок, - и на конструкцию, например, причал из модулей. В первом случае полезная грузоподъемность будет определятся как дедвейт, а во втором случае необходимо учитывать вес собственно каркаса, снега зимой и пр.
04

водоизмещение корабля (судна, понтона)

количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля (судна, понтона). Масса этого количества жидкости равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы. В зависимости от состояния нагрузки выделяют несколько видов водоизмещения.
05

грузовая марка

специально наносимая на мидель судна отметка, по которой суперкарго (лицо, ответственное за погрузку, доставку и разгрузку груза) определяет уровень, до которого судно может быть безопасно нагружено, то есть грузовую ватерлинию. При загрузке судна оно садится глубже в воду и отметка опускается ближе к поверхности воды. Для плавучих конструкций нет понятия грузовая марка. Обычно расчет грузоподъемности понтона осуществляется при погружении изделия в воду от 50 до 70%, что указывается в паспорте.
06

дедвейт (deadweight)

величина, равная сумме масс переменных грузов судна, измеряемая в тоннах, то есть сумма массы полезного груза, перевозимого судном, массы топлива, масла, технической и питьевой воды, массы пассажиров с багажом, экипажа и продовольствия. Дедвейт представляет собой разность между полным водоизмещением и водоизмещением порожним. В коммерческом судоходстве различают чистую грузоподъёмность (deadweight cargo capacity, сокращённо — DWCC) и полный или валовый дедвейт судна (deadweight all tonnage, сокращённо — DWAT). Первая представляет собой максимальную массу груза, которую может принять судно до максимальной осадки по грузовую марку. Эта величина может варьироваться в зависимости от фактической загрузки судна топливом и припасами. Термин «дедвейт» применяется только для торговых судов, причём для чисто грузовых судов.
07

осадка

расстояние самой углубленной точки подводной части судна от поверхности воды. Если судно имеет вид прямоугольного понтона с вертикальными стенками, то очевидно, что объемное водоизмещение его равняется объему параллелепипеда с гранями, равными длине по ватерлинии, ширине по ватерлинии и осадке. Конечно, всякое судно с определенными длиной и шириной по ватерлинии и осадкой будет иметь меньшее водоизмещение, чем понтон с такими же размерами.
08

Остойчивость

способность судна противостоять действию внешних сил, стремящихся наклонить его в поперечном и продольном направлениях, и возвращаться в прямое положение после прекращения их действия называется остойчивостью. Наиболее важной для любого судна является его поперечная остойчивость, поскольку точка приложения сил, противодействующих крену, располагается в пределах ширины корпуса, которая в 2,5—5 раз меньше его длины.
09

Плавучесть

способность судна плавать по определенную осадку при заданном количестве находящихся на нем грузов.
10

Причал

специально оборудованное место у берега для швартовки судна или лодок с целью грузовых, пассажирских, ремонтных и прочих операций, а также с целью безопасного от непогоды ожидания.
11

Буртик

продольный брусок вдоль наружной стороны бортов лодки, предохраняющий их от трения о пристань
12

Кранец

прокладка между судном и пристанью, предотвращающая повреждение борта. Служит для уменьшения контактных нагрузок на корпус судна при швартовке. Раньше кранцы были плетёными из верёвок, но в дальнейшем были вытеснены надутыми воздухом резиновыми шарами или цилиндрами. Часто используются старые автомобильные шины. Устанавливается стационарно или в момент швартовки.
13

Отбойник

полимерная стационарная конструкция, установленная вдоль причала (пирса). Служит для снижения энергии удара судна о причал. Изготавливается, как правило, из ПВХ или резины отрезками длиной от 400 до 1000 мм.
14

Привальный брус

полимерная стационарная конструкция, установленная вдоль лодки, катера. Служит для снижения энергии удара судна о причал. Обычно устанавливается на специально подготовленную конструкцию. Изготавливается, как правило, из ПВХ или резины.
15

Кнехт

парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для крепления тросов.
16

Рым

металлическое кольцо круглой, эллиптической или другой формы, продетое в обух и служащее для закладывания в него тросов, цепей, растяжек, блоков, талей, канифасблоков, соединительных скоб и других крепёжных элементов. Разновидностями классического рыма являются рым-болт и рым-гайка. Рым-болт — металлическое кольцо, жёстко соединённое с цилиндрическим стержнем, имеющим на конце резьбу для крепления к различным конструкциям, механизмам, агрегатам и т. д. Нарезанную часть стержня ввёртывают в крышку машины, корпус двигателя или закладные элементы судовых конструкций. Рым-гайка имеет конструкцию, сходную с рым-болтом, но вместо цилиндрического стержня с резьбой в основании рым-гайки имеется в наличии сквозное цилиндрическое отверстие с резьбой для навёртывания изделия на закладной болт.
17

У́тка

двурогая металлическая (пластмассовая) деталь, укреплённая на палубе или иной части судна, для закрепления на ней бегучего такелажа. На небольших парусных судах, типа яхты, утка устанавливается с жёстким креплением к корпусу и может быть использована для швартовых, якорных, буксировочных и прочих канатов и тросов.
18

Леерное ограждение (леерные устройство)

съёмное или стационарное ограждение верхней палубы, открытых палуб надстроек и рубок, мостиков, проёмов люков и шахт, состоящее из металлических леерных стоек и натянутых между ними лееров. Служит для предупреждения падения людей за борт или в трюм. Характеристики и конструкция леерного ограждения описываются в ОСТ 5.2124-81 (Изделия леерного ограждения. Технические условия).
19

Сходня или сходни (англ. gangway)

нестационарная, переносная доска со специальными планками для предотвращения скольжения обуви, которая оборудована леерным ограждением и служит для перемещения с судна на берег и обратно. В последнее время доску заменяют в ступенчатым исполнением (ступеньки специально изогнуты). Сама доска делается из легкого сплава типа дюралюминия или из доски с дюралюминиевыми рёбрами жёсткости. Верхняя сторона сходни снабжена крюками, а противоположная сторона оборудована колёсами или валиком для скольжения по поверхности (в связи с движениями судна относительно берега). Были и пластмассовые сходни в 60-х годах XX века, но они не прижились на судах, но широко используются на модульных понтонах.
20

Аппарель

(от фр. appareil — «въезд»[1]) — составная платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно. Одним концом (ведущей секцией) она закреплена на судне, а другим (концевой секцией) опирается в рабочем положении на причал или берег. В походном положении Аппарель почти вертикальна. По месту установки на судне Аппарели могут быть бортовыми, носовыми и кормовыми; по конструкции — 1—3-секционными (средняя секция называется ведомой); по ориентации относительно диаметральной плоскости — совпадающими с ней (продольная ось аппарели в рабочем положении находится в диаметральной плоскости судна) и угловыми (продольная ось находится под углом к диаметральной плоскости); поворотными и полуповоротными.
21

Фанера бакелитовая влагостойкая

уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.
Строительные материалы и услуги в Санкт-Петербурге
Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru